Краткое описание проекта
Регулярные психологические упражнения – это возможность отсрочить и скорректировать возрастные нарушения памяти, существенно уменьшив нагрузку на государственный бюджет в сфере медицинских и социальных расходов в будущем. Курс занятий с людьми пожилого возраста будут проводить квалифицированные специалисты психологи (Москва), а информационные технологии и современные образовательные подходы позволят подключить к участию население из нескольких регионов и разных социальных групп. Проект призван популяризировать научный подход к профилактике возрастных нарушений памяти, повысить уровень психологической компетентности и компьютерной грамотности пожилых людей, оснастить их нужными знаниями и навыками для сохранения здоровой памяти. Участие в занятиях специалистов и добровольцев на местах (дома престарелых, центры социального обслуживания) позволит познакомить их с передовыми подходами в организации такой профилактики, повысить эффективность и качество этой работы.
Цели проекта
Цель №1. Сохранение здоровья нации (здоровый образ жизни и сохранение памяти в пожилом возрасте; профилактика возрастных нарушений памяти и старческой деменции, создание основ для экономии средств на лечение деменции в будущем) Цель №2. Повышение качества жизни пожилых людей (расширение круга интересов и социальной активности, восстановление уровня самостоятельности и независимости, повышение уровня научной и психологической компетентности в области современных методов сохранения памяти и психического здоровья, повышение уровня компьютерной грамотности, новый вид услуг для пожилых людей) Цель №3. Повышение уровня психологической компетентности специалистов и добровольцев, работающих с пожилыми людьми, в направлении профилактики и своевременного выявления возрастных нарушений памяти, профилактики старческой деменции
Задачи проекта
Задача №1. Разработать специальную программу удаленных занятий (вебинаров) для пожилых людей, направленную на профилактику и коррекцию возрастных нарушений памяти путем психологических тренировок (курс из 12 базовых и 2 поддерживающих занятий; раздаточный материал для занятий) Задача №2. Сформировать базу данных подопечных для участия в программе удаленных занятий (Москва и регионы): поименные списки участников, отдельно для учреждений и подключений на дому; сформировать группы, согласовать график занятий для каждой из групп Задача №3. Организовать работу специалистов и добровольцев на местах для реализации программы удаленных занятий в полном объеме, проконтролировать готовность материально-технической базы на местах, распечатать и разослать необходимые материалы для занятия Задача №4. Арендовать кабинет и оборудование для проведения удаленных занятий (вебинаров) с учетом 2-х рабочих мест (ведущий вебинара и администратор) на период проведения занятий; арендовать площадку вебинара на период проведения занятий Задача №5. Провести вводные вебинары для персонала и добровольцев удаленных учреждений (тестирование оборудования, инструктаж по работе с подопечными, пробное занятие, ответы на вопросы) Задача №6. Реализовать предусмотренную проектом программу удаленных занятий (вебинаров) для пожилых людей в полном объеме в соответствии с графиком (курс из 12 базовых и 2 поддерживающих занятий; текущий контроль самостоятельных тренировок) Задача №7. Провести обобщение и анализ проделанной работы, подготовить отчет
Обоснование социальной значимости проекта
В последние годы устойчиво растет продолжительность жизни населения России, что связано с повышением качества жизни, успехами современной науки и медицины. Однако старение населения страны ведет к росту демографической нагрузки на трудоспособное население и ставит задачи по пересмотру ряда направлений работы с пожилыми людьми. Среди проблем пожилого возраста особое место занимают нарушения памяти: 1) с ними сталкиваются все люди пенсионного возраста; 2) они имеют свойство нарастать; 3) в отсроченной перспективе они завершаются деменцией. Расходы государства на лечение, реабилитацию и социальную поддержку инвалидов с деменцией неуклонно растут по мере старения населения. Проблема старческой деменции негативно влияет и на качество жизни трудоспособного населения, поскольку наличие членов семьи с деменцией ограничивает трудовую активность в генерациях детей и внуков, требует от домохозяйств дополнительных финансовых вложений. Профилактику возрастных нарушений памяти специалисты рекомендуют начинать как можно раньше, это важно для самих пожилых людей, их семей и государства в целом, поскольку внедрение эффективных подходов позволяет снизить темпы и риск тяжелых последствий, существенно уменьшает сопряженные с этим траты. Пожилые люди могут повысить качество своей жизни, долгие годы сохранять автономность, успешно работать, что важно в условиях кадрового дефицита в стране и необходимости повышения в перспективе пенсионного возраста. В наши дни с целью «поддержания памяти» население все чаще прибегает к лекарствам – в ущерб высокоэффективным, безопасным и бесплатным для пенсионера психологическим упражнениям. Этому способствуют стереотипы общественного сознания, недобросовестная реклама «чудо-препаратов», низкий уровень психологической компетентности пожилых людей, незнание ими ресурсов и возможностей собственной памяти, позднее обращение к специалисту. Участники проекта должны стать проводниками научного знания в круге своих сверстников, популяризируя современный и грамотный подход к решению проблем памяти, что станет здоровой альтернативой бесконтрольному самолечению и поиску околонаучных средств. Поставленную государством задачу дальнейшего повышения продолжительности и качества жизни населения России невозможно решить без развития профилактической «медицины будущего» – работы специалистов с практически здоровыми людьми разного возраста в целях предупреждения заболеваний.
Целевые группы проекта
- Пенсионеры
- Ветераны
- Люди с ограниченными возможностями здоровья