Дистанционный курс психологических тренировок памяти для пожилых людей
Сбор завершен. Спасибо за вашу поддержку!
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1732202 рублей
Размер выигранного гранта
1150448 рублей
Необходимо собрать
581754 рублей

Краткое описание проекта

Регулярные психологические упражнения – это возможность отсрочить и скорректировать возрастные нарушения памяти, существенно уменьшив нагрузку на государственный бюджет в сфере медицинских и социальных расходов в будущем. Курс занятий с людьми пожилого возраста будут проводить квалифицированные специалисты психологи (Москва), а информационные технологии и современные образовательные подходы позволят подключить к участию население из нескольких регионов и разных социальных групп. Проект призван популяризировать научный подход к профилактике возрастных нарушений памяти, повысить уровень психологической компетентности и компьютерной грамотности пожилых людей, оснастить их нужными знаниями и навыками для сохранения здоровой памяти. Участие в занятиях специалистов и добровольцев на местах (дома престарелых, центры социального обслуживания) позволит познакомить их с передовыми подходами в организации такой профилактики, повысить эффективность и качество этой работы.

Цели проекта

Цель №1. Сохранение здоровья нации (здоровый образ жизни и сохранение памяти в пожилом возрасте; профилактика возрастных нарушений памяти и старческой деменции, создание основ для экономии средств на лечение деменции в будущем)
Цель №2. Повышение качества жизни пожилых людей (расширение круга интересов и социальной активности, восстановление уровня самостоятельности и независимости, повышение уровня научной и психологической компетентности в области современных методов сохранения памяти и психического здоровья, повышение уровня компьютерной грамотности, новый вид услуг для пожилых людей)
Цель №3. Повышение уровня психологической компетентности специалистов и добровольцев, работающих с пожилыми людьми, в направлении профилактики и своевременного выявления возрастных нарушений памяти, профилактики старческой деменции

Задачи проекта

Задача №1. Разработать специальную программу удаленных занятий (вебинаров) для пожилых людей, направленную на профилактику и коррекцию возрастных нарушений памяти путем психологических тренировок (курс из 12 базовых и 2 поддерживающих занятий; раздаточный материал для занятий)
Задача №2. Сформировать базу данных подопечных для участия в программе удаленных занятий (Москва и регионы): поименные списки участников, отдельно для учреждений и подключений на дому; сформировать группы, согласовать график занятий для каждой из групп
Задача №3. Организовать работу специалистов и добровольцев на местах для реализации программы удаленных занятий в полном объеме, проконтролировать готовность материально-технической базы на местах, распечатать и разослать необходимые материалы для занятия
Задача №4. Арендовать кабинет и оборудование для проведения удаленных занятий (вебинаров) с учетом 2-х рабочих мест (ведущий вебинара и администратор) на период проведения занятий; арендовать площадку вебинара на период проведения занятий
Задача №5. Провести вводные вебинары для персонала и добровольцев удаленных учреждений (тестирование оборудования, инструктаж по работе с подопечными, пробное занятие, ответы на вопросы)
Задача №6. Реализовать предусмотренную проектом программу удаленных занятий (вебинаров) для пожилых людей в полном объеме в соответствии с графиком (курс из 12 базовых и 2 поддерживающих занятий; текущий контроль самостоятельных тренировок)
Задача №7. Провести обобщение и анализ проделанной работы, подготовить отчет

Обоснование социальной значимости проекта

В последние годы устойчиво растет продолжительность жизни населения России, что связано с повышением качества жизни, успехами современной науки и медицины. Однако старение населения страны ведет к росту демографической нагрузки на трудоспособное население и ставит задачи по пересмотру ряда направлений работы с пожилыми людьми.
Среди проблем пожилого возраста особое место занимают нарушения памяти: 1) с ними сталкиваются все люди пенсионного возраста; 2) они имеют свойство нарастать; 3) в отсроченной перспективе они завершаются деменцией. Расходы государства на лечение, реабилитацию и социальную поддержку инвалидов с деменцией неуклонно растут по мере старения населения. Проблема старческой деменции негативно влияет и на качество жизни трудоспособного населения, поскольку наличие членов семьи с деменцией ограничивает трудовую активность в генерациях детей и внуков, требует от домохозяйств дополнительных финансовых вложений.
Профилактику возрастных нарушений памяти специалисты рекомендуют начинать как можно раньше, это важно для самих пожилых людей, их семей и государства в целом, поскольку внедрение эффективных подходов позволяет снизить темпы и риск тяжелых последствий, существенно уменьшает сопряженные с этим траты. Пожилые люди могут повысить качество своей жизни, долгие годы сохранять автономность, успешно работать, что важно в условиях кадрового дефицита в стране и необходимости повышения в перспективе пенсионного возраста.
В наши дни с целью «поддержания памяти» население все чаще прибегает к лекарствам – в ущерб высокоэффективным, безопасным и бесплатным для пенсионера психологическим упражнениям. Этому способствуют стереотипы общественного сознания, недобросовестная реклама «чудо-препаратов», низкий уровень психологической компетентности пожилых людей, незнание ими ресурсов и возможностей собственной памяти, позднее обращение к специалисту. Участники проекта должны стать проводниками научного знания в круге своих сверстников, популяризируя современный и грамотный подход к решению проблем памяти, что станет здоровой альтернативой бесконтрольному самолечению и поиску околонаучных средств.
Поставленную государством задачу дальнейшего повышения продолжительности и качества жизни населения России невозможно решить без развития профилактической «медицины будущего» – работы специалистов с практически здоровыми людьми разного возраста в целях предупреждения заболеваний.

Целевые группы проекта

1. Пенсионеры
2. Ветераны
3. Люди с ограниченными возможностями здоровья